Бензиновое счастье Японии

В Японии, пардон за напоминание, своей нефти практически нет, а вот бензин (к моему глубокому удовлетворению, как автомобилиста) сейчас очень бодро дешевеет. Уже пятнадцать (15) недель подряд.

Причина этого радостного явления предельно проста – довольно быстро и стабильно импортная нефть, которая в страну почти целиком идет гигантскими танкерами с Ближнего Востока. Закупают ее японцы в основном по долгосрочным контрактам, а вот цены пересматривают каждый месяц. Раньше, когда котировки непрерывно лезли вверх, это было очень выгодно арабам, а теперь, к досаде монархов из зоны Персидского залива, такие условия игры играют на руку их дальневосточным клиентам. Цены идут вниз существенно: в октябре за лучшую, элитную нефть из Саудовской Аравии марки Arabian light японцы даже с учетом сильного падения курса иены по отношению к доллару заплатили на 13 процентов меньше, чем год назад.
 
Удешевление бензина дает немалый стимул всей местной экономике – большинство грузов здесь перемещают на грузовиках, и понижение стоимости этих перевозок влияет на цену всех товаров. Есть и еще один приятный для японцев момент: как было указано выше, иена сейчас очень подешевела по отношению к доллару. Это здорово для тех, кто продает за границей микросхемы и промышленных роботов, «Тойоты», «Хонды», «Панасоники», игровые консоли, томографы и прочие готовые товары. Но выгодная для экспортеров дешевая иена ведет к удорожанию импорта – и в первую очередь тянет вверх цены на отсутствующие в Японии нефть и природный газ. А это потенциально грозило крайне неприятным повышением платы за электроэнергию, что врезало бы по семейным бюджетам всех жителей страны. Но им тут опять повезло – основательное удешевление нефти на мировых рынках сбивает неприятный эффект от падения курса иены, и цены на тот же бензин внутри страны все равно идут вниз.

По многим заграничным меркам, конечно, они все равно высоки: сегодня в Японии за литр бензина regular с октановым числом 90 просят 149,8 иены, 1,3 доллара. Однако важна тенденция – еще в июле цена была на уровне 165 иен.

Кстати, бензиновое счастье наших дальневосточных соседей может распространиться и на очень чувствительную для России сферу – на торговлю сжиженным природным газом (СПГ). Япония – его крупнейший в мире покупатель, она потребляет около 40 процентов мирового производства этого продукта. И, естественно, упорно работает над максимально возможным снижением цен на сжиженный газ. 
Только что в Токио прошла очередная всемирная конференция производителей и покупателей СПГ. На ней официальный представитель японского Управления энергетики и природных ресурсов с глубоким, как говорится, удовлетворением сообщил, что примерно с 2016 года страна вступает в революционный период – начинаются массированные закупки из США сжиженного сланцевого газа. Цены на него с самого начала будут на 20-30 процентов ниже тех, которые японцы сейчас платят за СПГ. 

Американский сжиженный сланцевый газ, как объявили в Токио, сразу займет примерно 20 процентов японского рынка. И долю эту предполагается расширять, уменьшая зависимость от нестабильного и очень далекого Ближнего Востока. 

Токио необыкновенно радует то, что в США и в Канаде готовятся все новые и новые проекты разработки природного газа, они активно продвигаются в Австралии, которая сейчас находится на первом месте среди поставщиков СПГ в страну. Японцы вообще хотели бы сдвинуть баланс в своих закупках с нестабильных арабов на союзных и понятных им англо-саксов. К 2020 году долю Австралии и США в закупках предполагается довести до 60 проц. 

В Токио готовы, кстати, увеличивать импорт и из России (сейчас на него приходится примерно 9 процентов японского газового рынка) — благо тот же Сахалин находится буквально под боком. Но для этого нужно построить новые отечественные заводы по производству СПГ, поскольку единственный нынешний на Сахалине и без того в основном работает на Японию. Если это будет сделано, несмотря на санкции и сложности с источниками финансирования, то в Токио в принципе готовы удвоить долю России на рынке. В таком случае к 2020 году она имеет шанс выйти на третье место в списке поставщиков СПГ в Японию после Австралии и США, опередив Канаду и Катар. 

Однако в Токио открытым текстом говорят, что будут использовать сланцевый фактор и избыток газа на рынке для дальнейшего снижения цен. Для того, чтобы нынешнее бензиновое счастье постепенно превратилось и в газовое.

Vasily Golovnin

Источник: besttoday.ru

Добавить комментарий

Related Post

Геннадия Тимченко назвали «неудачником»Геннадия Тимченко назвали «неудачником»

Самым богатым швейцарцем назван основатель ИКЕА Ингвар Кампрад, а самым неудачливым бизнесменом — Геннадий Тимченко, сообщает журнал Bilanz. Список включает в себя 300 имен. Состояние Кампрада, по оценке журнала, составляет

Кудрин предложил Путину рецепт по выходу России из кризисаКудрин предложил Путину рецепт по выходу России из кризиса

Если президент России в решении экономических проблем опираться только на популистские подходы, то Россия продолжит слабеть. Такой точки зрения придерживается экс-министр финансов России А.Кудрин, который предложил несколько шагов для того,

«Победа» не получила нужные документы для начала продаж билетов«Победа» не получила нужные документы для начала продаж билетов

Низкобюджетный авиаперевозчик «Победа», планировавший открыть продажи билетов 5-6 ноября, на данный момент не получил сертификат эксплуатанта и лицензию на пассажирские перевозки, в связи с чем пока не может начать продажи